- in english
- /
- по-русски
Алексей Котеночкин: «Мультипликаторы, когда работают, строят страшные рожи»
- Я - не «тот самый», я - его сын, - с таких слов начал свой мастер-класс Алексей Котеночкин, режиссер, художник-постановщик, аниматор и член жюри на фестивале «Мультиматограф-8».
Котеночкин младший (создатель «Котенка с улицы Лизюкова» и «Чучело-мяучило»), рассказал сегодня о знаменитом отце (создателе «Ну, погоди!»), особенностях производства мультфильмов в докомпьютерную эпоху на легендарном «Союзмультфильме», а также о тенденциях развития современной анимации.
Собравшиеся на мастер-класс слушатели сегодня узнали, что крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов была образована в 1937 году по приказу правительства. Основой работы советских мультипликаторов стал опыт американской компании «Walt Disney». Речь идет о наложении целлулоидных пленок в несколько слоев.
Вячеслав Котеночкин попал на работу в «Союзмультфильм» сразу после войны. Ему пришлось пройти огромный конкурс, в результате которого из 500 претендентов в студии остались всего 5 человек!
- Из детства помню, что к нам домой приходили папины друзья, - рассказал Алексей Котеночкин. – Они что-то обсуждали, рисовали. И когда рисовали, строили страшные рожи. Помню, как одна тетя неожиданно вскочила со стула и начала дико скакать перед зеркалом. Мне потом объяснили, что она рисовала козочку, и ей нужно было зарисовать движения.
Мультфильм «Ну, погоди!» много лет снимала одна команда. «Они знали друг друга, как облупленных», - сказал о них Алексей.
В советское время процесс создания 10-минутного мультфильма занимал 9 месяцев. Несколько цехов сотрудников рисовали и раскрашивали мультики вручную. День начала съемок уже нарисованного мультфильма был большим праздником для всех сотрудников, он назывался «праздник кнопки». Накрывался стол и кнопку на пульте торжественно смазывали водочкой. Однажды, по словам Алексея, переборщили и случайно залили аппаратуру.
Для того, чтобы хоть как-то упростить трудоемкое производство мультфильмов, художники старались использовать в рисунках небольшое количество цветов. Поэтому часто в кабинетах студии можно было слышать странные для непосвященных людей диалоги:
- Валя, чем красить во рту?
- Трусами, трусами крась!
Спецэффекты в советских мультфильмах - вообще отдельная тема. Как только не исхитрялись порой создатели, используя элементарные подручные средства. Например, переливающееся свечение в мультфильме «Аленький цветочек» делали, подсвечивая пленку лампой через дырочки в крутящейся черной картонке.
Относительно компьютерной эпохи мультипликации Алексей сказал, что появилось «много мертвечины».
- Фильмы сейчас делают все, кому не лень, - сказал он. - В Интернете - гигабайты полного дерьма и лишь крупицы чего-то достойного. На фестивале мне очень понравилась работа молодых ребят: одному 20 лет, другому – 22. Я буду с нетерпением ждать их следующей работы.